О социокультурных аспектах использования открыток в немецко-чешском конфликте рубежа XIX–XX вв.
Аннотация
Открытки в качестве отражения немецко-чешских противоречий периода «кризиса Бадени» в конце XIX — начале XX в. уже не раз становились предметом изучения. Исследовательская новизна данной статьи заключается в том, что проблема рассматривается не на материале собственно открыточных изображений, а с точки зрения первичной функциональности открыток как средства коммуникации и коммерческого продукта. В фокусе внимания автора — коммерческие, почтово-технические, потребительские практики, институциональные и правовые аспекты, а также проблема рецепции открыточных посланий, как индивидуальной, так и общественной. Различные национальные объединения и частные предприниматели, главные производители открыток, зачастую намеренно радикализировали их содержание, исходя из своих политических или коммерческих интересов. Специфика открытки как средства почтового сообщения и ее массовость служили основой для уникальных практик в мобилизации сторонников и критики противников посредством «картографических атак». Ареной национальной борьбы и средством выражения личной позиции являлось даже оформление открыточных формуляров. Издательства соответствующих направлений оформляли их в «немецком» либо «чешском» духе, в то время как официальная позиция свелась к полному отказу от какого-либо наименования этого почтового продукта. Вместе с тем, многочисленные варианты собственноручной правки, касавшиеся всех составных частей открытки — технического оформления формуляра, адреса, марки, — позволяли пользователям заявить о своей позиции по национальному вопросу. Правовая сторона производства, функционирования и бытования открыток определялась, с одной стороны, общими с другими видами печатной продукции условиями, в частности, либеральным законом о прессе 1868 г., с другой — распоряжениями по почтовому ведомству, периодически изымавшими отдельные открытки из оборота. Всё это становилось предметом судебных разбирательств, дебатов в парламенте и тем самым являлось еще одним каналом попадания открыток в публичную сферу и, соответственно, служило привлечению дальнейшего внимания общества к национальному конфликту и его обострению.
Литература
Медяков А.С. Война формата 9х14. Открытки в немецкой «культуре войны» 1914–1918 гг. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2021. 464 с.
Медяков А.С. Немецкая открытка Первой мировой войны как исторический источник. Дисс. … доктора исторических наук. Т. 1. М.: МГУ имени Ломоносова, 2020. 346 с.
Медяков А.С. Открытка рубежа XIX–XX вв. как социокультурный феномен // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. C. 146–162.
Национальная открытка» в Австро-Венгрии рубежа XIX–XX вв. // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2018. N
Медяков А.С. «Хайль Бисмарк!». «Железный канцлер» как символическая фигура немецкого национализма в открытках рубежа XIX–XX вв. // Сибирские исторические исследования. 2018. № 2. С. 221–223.
Behrenbeck S. “Heil” // Deutsche Erinnerungsorte. Bd. III / Ed. by E. François, H. Schulze. Munich: C.H. Beck Publ., 2009. S. 310–327.
Jaworski R. Deutsche und tschechische Ansichten. Kollektive Identifi kationsangebote auf Bildpostkarten in der spä ten Habsburgermonarchie. Innsbruck; Wien; Bozen: Studienverlag, 2006. 218 S.
Jaworski R. “Hinweg mit der Sprachenverordnung!”. Die deutschen Obstruktionskarten wä hrend der Badeni-Krise 1897/1898 // Bohemia. 2009. N 49. S. 3–18.
Kisch E.E. Die Abenteuer in Prag. Wien; Prag; Leipzig: Verlag Ed. Strache, 1920. 506 S.
Kraus K. Zuckersteuer auf Ansichtskarten // Die Fakel. 1899. N 14. S. 14–24.
Leclerc H. Ansichten ü ber Ansichtskarten // Archiv fü r deutsche Postgeschichte. 1986. N 2. S. 5–65.
Schmitz-Berning C. Vokabular des Nationalsozialismus. Berlin; New York: Verlag Walter de Gruyter, 1998. 717 S.
Szarota T. Der deutsche Michel. Die Geschichte eines nationalen Symbols und Autostereotyps. Osnabrü ck: Fibre, 1998. 421 S.
Поступила: 24.12.2022
Дата публикации в журнале: 30.01.2024
Ключевые слова: почтовая открытка; Австро-Венгрия; национальный вопрос; немецкий национализм; «кризис Бадени»; пропаганд
Доступно в on-line версии с: 30.01.2024
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная